Интересное
5 декабря 2022 год

Как гены влияют на наши политические взгляды?

Генетическая предрасположенность к определенным политическим взглядам является предметом спора ученых уже довольно долгое время. Современные знания о генетике человека позволяют сказать, что мнение человека о том, по какому пути должно следовать общество, в котором он живёт, по крайней мере частично связано с его наследственностью.

В этой статье мы расскажем о том, что уже известно о влиянии наследственности на принимаемые нами политические решения и какие механизмы влияют на наши взгляды на общество.

Разве политические взгляды не зависят от воспитания?

Не полностью. Ученые проводят генетические исследования на эту тему уже более 40 лет. Их результаты показывают, что наследственность определяет наши политические взгляды примерно на 40%. Некоторые исследования показывают, что различия в социальных и политических установках можно объяснить генетическими факторами в 60% случаев.

Первыми гипотезу о наследственности политических взглядах подтвердили учёные Линдон Ивз, Ганс Айзенк и Николас Мартин. В своих исследованиях 1974, 1986 и 1989 годов они обнаружили, что генетическая вариативность объясняет существенную часть индивидуальных различий в консерватизме, аспектах социальной, экономической и оборонной идеологий, а также индивидуальных социальных и политических установках.

Последующие исследования лишь укрепили мнение о том, что политические взгляды, хоть и не полностью, но формируются генетически.

Как ученые отличают генетический фактор от влияния воспитания?

Современный подход к исследованию влияния наследственности за политические взгляды основан на изучении близнецов, выросших в одной семье. Однояйцевые близнецы развиваются из яйцеклетки, оплодотворенной одним сперматозоидом, который через несколько дней делится надвое. Таким образом, однояйцевые близнецы будут иметь общие гены, и любые различия между этими близнецами можно отнести к разным влияниям окружающей среды. Разнояйцевые близнецы являются результатом оплодотворения двух отдельных яйцеклеток во время одной и той же беременности и, следовательно, имеют только около 50% общих генов.

Исследователи изучают сходство между наборами однояйцевых и разнояйцевых близнецов по определенному признаку. Если оба набора имеют сходство, этот процент приписывается среде. Но считается, что любое дополнительное сходство между однояйцевыми близнецами связано с генами, а не с окружающей средой.

Анализ объединенной выборки из более чем 12 000 пар близнецов, полученной в результате девяти различных исследований, проведенных в пяти демократических странах, отобранных в течение четырех десятилетий показывает, что генетические факторы играют определенную роль в формировании политической идеологии, независимо от того, как измеряется идеология, эпохи или выборки населения. Единственным исключением является вопрос, в котором явно используется фраза «Левый-правый». На это также указывают результаты одного из первых общегеномных исследований ассоциации политической идеологии с использованием данных из трех выборок: австралийской выборки 1990 года, включающей 6894 человека из 3516 семей; австралийской выборки 2008 года из 1160 родственных лиц из 635 семей и шведской выборки 2010 года, включающей 3334 человека из 2607 семей. Совокупные данные свидетельствуют о том, что политическая идеология представляет собой фундаментальный аспект генетически обоснованной психологической предрасположенности человека, генетические влияния на сложные черты будут состоять из тысяч маркеров очень малых эффектов, и потребуются чрезвычайно большие выборки, чтобы иметь достаточную мощность для выявления специфических полиморфизмов, связанных со сложными социальными чертами.»

Источник: Genetic Influences on Political Ideologies: Twin Analyses of 19 Measures of Political Ideologies from Five Democracies and Genome-Wide Findings from Three Populations

Этот подход долгое время критиковался из-за того, что у ученых было мало возможностей сравнить большое количество близнецов в разных популяциях. Кроме того, критики этого подхода указывали, что исследования на близнецах вносит ограничение в то, насколько политические взгляды определяются наследственностью на индивидуальном уровне.

Аддитивный генетический эффект у мужчин
69%Фильмы для взрослых
50%Права ЛГБТ
45%Иммиграция
66%Капитализм
70%Религия в школе
43%Аборты

Исследование на близнецах показало, что аддитивный генетический эффект некоторых социальных и политических установок у мужчин достигал 70%. Такие вопросы как отношение к фильмам для взрослых, правам ЛГБТ, иммиграции, капитализму также можно считать в значительной степени наследуемыми как у мужчин, так и у женщин.

В 2010 году ученые из университетов Айовы, Небраски, Колорадо и Квинслендского института медицинских исследований попытались выйти за рамки концепции «только близнецы» и пришли к выводу, что для большинства политических и социальных взглядов генетические влияния объясняют еще большую долю индивидуальных различий, чем сообщается в исследованиях с использованием более ограниченных данных и более элементарных методов оценки. В зависимости от темы, испытуемые показали наследственность от 30% до 70%. Эти открытия делают все более трудным отрицание того, что генетика, пусть и косвенно, играет роль в формировании политических и социальных взглядов.

Получается, по генам можно понять, что ребёнок будет анархо-коммунистом, а не социал-демократом?

Пока ученые не могут определить это настолько точно. Как правило, они используют более общую ось «либерализм — консерватизм», на которой и располагается весь спектр политических воззрений.

Существует несколько подходов к определению политических взглядов человека в таких исследованиях. Первый подход заключается в просьбе к испытуемому охарактеризовать свои взгляды по шкале «очень либеральный» до «очень консервативный». Далее ученые собирают массив данных и анализируют наследуемость этих ответов. Второй подход заключается в опросе испытуемых об их отношении к конкретным социальным явлениям, например, к абортам, смертной казни, налогам, правам геев и так далее, которое потом характеризуется как консервативное или либеральное.

Оба подхода не идеальны и имеют свои минусы, но они четко показывают, что вне зависимости от способа определения политических взглядов, их значимая наследуемость является научным фактом. Ребёнок консерваторов с большей долей вероятности станет консерватором, чем либералом, и наоборот.

То есть существуют гены консерватора и гены либерала?

Нет, всё чуть сложнее. Несмотря на то, что чёткого описания механизма наследования политических взглядов пока нет, можно сказать, что это довольно сложная система. Она состоит из психологических факторов, которые опосредованно влияют на политические взгляды, наследуемых биологических признаков и влияния внешней среды.

К психологическим фактором учёные относят религиозность, склонность к риску, агрессии и подчинению, любовь к правилам и так далее. Эти аспекты личности передаются по наследству, но проявляются и в других областях, не связанных с политикой. Тем не менее, они определенно влияют на то, как человек будет делать выбор в пользу той или иной партии. Так, консерваторы как правило, более религиозны, менее склонны к риску, больше опираются на правила и иерархии.

Кроме того, для проявления этих психологических факторов должна сложиться благоприятная внешняя среда. Таким образом, некоторые наследуемые аспекты политических взглядов могут и не проявляться у человека, который, например, далёк от политики.

Консерваторы, как правило, счастливее либералов

Интересный факт

Консерваторы, по-видимому, обладают качествами, которые традиционно ассоциируются с позитивной адаптацией и психическим здоровьем. Когда учёные Факультета психологии Университета Флориды исследовали установленные показатели личной свободы, позитивного мировоззрения и трансцендентных моральных убеждений, в том числе религиозности, моральных обязательств, терпимости к проступкам, они обнаружили идеологические различия, которые объясняли разрыв в счастье. Так, консервативные взгляды характеризуются общей верой в справедливость, а не озабоченностью по поводу неравенства или системной несправедливости. Либералы и консерваторы различаются в том, как они определяют справедливость: первые пропагандируют равенство, а вторые - равноправие. Кроме того, в отличие от подхода, ориентированного на защиту и рационализацию в ответ на угрозы (Jost et al., 2003), консерваторы продемонстрировали более высокую самооценку и оптимизм.

Источник: Conservatives are happier than liberals, but why? Political ideology, personality, and life satisfaction. Journal of Research in Personality. 2012

Помимо психологических факторов наследственность влияет и на анатомические признаки, например, на структуру мозга. Недавняя работа показала, что функциональный коррелят политических установок имеет аналог в структуре мозга. В большой выборке молодых людей учёные связали политические взгляды, о которых испытуемые сообщали сами, с объемом серого вещества, используя структурную МРТ. Они обнаружили, что больший либерализм был связан с увеличением объема серого вещества в передней части поясной извилины, тогда как больший консерватизм был связан с увеличением объема правой миндалины.

Значит, конкретных генов, влияющих на политическую ориентацию пока не выявили?

Пока нет. Зато есть некоторые интересные зависимости, которые указывают на политические взгляды.

Например, в 2007 году учёные Калифорнийского университета в Сан-Диего, используя Национальное лонгитюдное исследование здоровья подростков, обнаружили, что люди с аллелем A1 гена дофаминового рецептора D2 значительно реже идентифицируют себя как сторонники какой-либо партии, чем люди с аллелем A2. Кроме того, они выяснили, что ассоциация этого гена с партийной принадлежностью также опосредует косвенную связь между аллелем A1 и воздержанием от участия в выборах. Эти результаты впервые идентифицировали конкретный ген, который может быть ответственен за склонность к присоединению к политическим группам.

В последующем исследовании они также пришли к выводу, что лица с полиморфизмом гена МАОА значительно чаще голосовали на президентских выборах 2004 года. Они также нашли доказательства того, что связь между полиморфизмом гена 5HTT и явкой избирателей ослабляется религиозной посещаемостью.

Эти находки пока далеки от того, чтобы точно определять гены, отвечающие за политические взгляды, но уже точно позволяют сказать, что политические взгляды в значительной степени наследуются.

Есть вещи важнее политики

Наследственность влияет не только на наши взгляды, но и на наше здоровье. Сегодня нам известны более 6 000 генетических заболеваний. Многие из наследственных заболеваний могут существенно ухудшить качество жизни или привести к ранней смерти. Узнайте у врача-генетика о своих генетический рисках в нашем центре. Вы можете записаться на консультацию по телефону 8 (499) 677-52-22 или в чате.

Интересное В Великобритании после новой процедуры ЭКО родился первый ребенок с ДНК от трех человек — The Guardian
12 мая 2023 год

Во время процедуры использовался метод, известный как лечение ...

Интересное Как гены влияют на наши политические взгляды?
5 декабря 2022 год
Как гены влияют на наши политические взгляды?
В этой статье мы расскажем о том, что уже известно о влиянии насл...
Интересное Чем отличаются близнецы от двойняшек? Давайте разберемся.
1 декабря 2022 год
Чем отличаются близнецы от двойняшек? Давайте разберемся.
Появление близнецов долгое время оставалось загадкой, ведь чаще в...